Обзор конструкций дождевальных машин и насосных станций
Дождеватель состоит из рамы, насоса-редуктора, ствола с механизмом поворота, червячного редуктора, всасывающего трубопровода, лебедки, карданного вала с кожухом, разгрузочных цепей, эжектора и приспособления для внесения удобрений.
Рама дождевателя сварной конструкции, служит для крепления всех узлов и механизмов машины и присоединения к навесной системе трактора.
Насос-редуктор состоит из двух механизмов — редуктора и насоса. Редуктор повышает частоту вращения рабочего колеса насоса от 1000 об/мин до 2118 об/мин.
Ствол машины ДДН-100 формирует две струи воды, выходящие из большого и малого сопл. Они имеют откидные клапаны, которые перекрывают сопла при заполнении насоса водой с помощью эжектора. Механизм поворота ствола обеспечивает его вращение по кругу или сектору и равномерно распределяет дождь по орошаемому участку.
Червячный редуктор предназначен для снижения частоты вращения валика механизма поворота ствола. Он является промежуточным звеном между основным редуктором и механизмом поворота ствола.
1 — корпус, 2 — рабочее колесо, 3 — крышка, 4 — резиновое кольцо, 5 — болт, 6 — горловина редуктора, 7 — шпонка, 8 — выходной вал редуктора, 9 —- сальник
1 — манжета, 2 — горловина, 3 — крышка, 4 — шнек, 5 — рукоятка, 6, 8 — трубопроводы, 7 — вентиль
Всасывающий трубопровод состоит из тонкостенной стальной трубы, поворотных муфт и водозаборной коробки. С помощью лебедки поворотные муфты позволяют опускать и поднимать водозаборную коробку.
Забор воды осуществляется как при правом, так и при левом расположении дождевателя относительно оросительного канала.
Разгрузочные цепи служат для установки машины в рабочее положение, при котором вал отбора мощности трактора и входной вал насоса-редуктора соосны относительно друг друга, и для разгрузки силового цилиндра гидросистемы трактора в процессе работы дождевателя.
Приспособление для внесения удобрений имеет бак, в котором установлен шнек-смеситель, который приводится в действие вручную. Минеральные удобрения, растворяясь в баке, попадают во всасывающую линию и с дождем разносятся по полю. К машине ДДН-100 прилагается комплект насосного оборудования, позволяющий работать дождевателю в варианте насосной станции для подачи воды в закрытую или открытую оросительную сеть и непосредственно в дождевальные установки. В комплект оборудования входит переход, задвижка с наконечником, кронштейн с распоркой и специальный кронштейн.
В варианте насосной станции дождеватель ДДН-100 при переводе в рабочее положение переоборудуют. С него снимают ствол с механизмом привода ствола, переходник и поворачивают корпус насоса на 90° против часовой стрелки. Из комплекта насосного оборудования устанавливают переход, задвижку и кронштейн с хомутом. Насосная станция работает в комплекте с разборным трубопроводом PT-2S0.
Производительность ДДН-100 — 1,4 га/ч. Расход воды 105—116 л/с. Масса 748 кг. Агрегатируется с тракторами Т-150, T-1S0K, Т-4А, ДТ-75М.
Дождевальная установка КИ-50 предназначена для орошения овощных, кормовых и технических культур, лугов, садов и лесных питомников на площади до 50 га. Вода подается из открытых водоемов. Установка работает позиционно и состоит из насосной станции СНП-50/80, магистрального трубопровода, двух распределительных трубопроводов, четырех рабочих трубопроводов и гидро-подкормщика.
Насосная станция и магистральный трубопровод устанавливаются на сезон стационарно. Остальные узлы установки периодически перемещаются по полю по мере окончания полива отдельных участков.
Магистральный трубопровод длиной 900 м служит для подачи воды в распределительные трубопроводы. Трубопровод длиной 613 м имеет диаметр 150 мм, остальная часть трубопровода — 125 мм.
В комплект магистрального трубопровода входят трубы проходные, трубы-гидранты, переходники и заглушка. Труба-гидрант состоит из трубы, на которой с одной стороны закреплены раструб с уплотнительной манжетой, а с другой — сфера с запорными крюками. К трубе приварен гидрант — соединительный узел, состоящий из корпуса, клапана и винта. На трубе установлена опора. Проходные трубы устроены аналогично, но они не имеют гидранта.
Распределительный трубопровод длиной 271 м и диаметром 125 мм, служит для подачи воды из магистрального трубопровода в рабочие трубопроводы и присоединяется к гидрантам магистрального трубопровода с помощью колонки, снабженной маховичком. При вращении маховичка клапан закрывается или открывается, в результате изменяется напор и расход воды.
В комплект распределительного трубопровода входят колонка, труба соединительная, трубы-гидранты, трубы проходные и заглушка.
Рабочий трубопровод длиной 126 м и диаметром 105 мм, служит для подачи воды к дождевальным аппаратам и соединяется с гидрантами распределительного трубопровода с помощью колонки. В комплект рабочего трубопровода входят — колонка, труба соединительная, трубы проходные и рабочие, полухомуты и стойки с треногами. На рабочий трубопровод устанавливают четыре среднеструйных дождевальных аппарата «Роса-3», обеспечивающих создание искусственного дождя при орошении сельскохозяйственных культур.
Аппарат «Роса-3» состоит из стакана 1, основания 2, механизма 3 секторного полива и механизма вращения аппарата 4 с коромыслом, корпуса 5, ствола 8 с соплами 6, 7 и 9, опоры 10 для быстросборного соединения.
Для подкормки растений минеральными удобрениями установка комплектуется гидроподкормщиком.
1 — стакан, 2 — основание, 3 — механизм секторного полива, 4 — механизм вращения с коромыслом, 5 — корпус, 6 — верхнее среднее сопло, 7 — основное сменное сопло, 8 — ствол, 9 — малое сопло, 10 — быстросборная опора
Расход воды установкой КИ-50 — 47,2 л в 1 с. Масса 7750 кг.
Дождевальный колесный трубопровод ДКШ-64 «Волжанка» предназначен для полива дождеванием зерновых и технических культур, высота которых в период вегетационных поливов не превышает 1,5 м; овощных, бахчевых культур, многолетних трав, лугов и пастбищ. Дождевателем можно проводить различные виды поливов: предпосевные, посадочные, вегетационные и противозаморозковые. Вода подается от гидрантов закрытой оросительной сети или разборного трубопровода передвижными или стационарными насосными станциями.
Трубопровод ДКШ-64 имеет два крыла, расположенных по обе стороны оросительной сети. Каждое крыло состоит из поливного трубопровода 1, опорных колес 2, среднеструйных дождевальных аппаратов, сливных клапанов, узла 3 присоединения к оросительной сети (гидранта) и ведущей тележки с двигателем от мотопилы «Дружба». Трубопровод собран из отдельных секций, на нем закреплены опорные колеса.
К дождевателю отдельно поставляется гидроподкормщик, позволяющий в процессе дождевания вносить с водой растворимые минеральные удобрения.
Работает дождеватель позиционно следующим образом. После присоединения поливного крыла к гидранту оросительной сети открывают задвижку. Вода из оросителя поступает в крыло. Под напором воды сливные клапаны автоматически закрываются и дождевальные аппараты начинают работать, орошая участок дождем. После окончания полива закрывают задвижку оросительной сети. Давление в трубопроводе снижается, сливные клапаны автоматически открываются, и вода выливается из трубопровода. После слива воды отсоединяют от гидранта узел присоединения, запускают двигатель и перекатывают поливное крыло на следующую позицию к другому гидранту. Заглушив двигатель, подключают узел присоединения к этому гидранту и открывают задвижку, процесс дождевания продолжается. Второе поливное крыло подсоединяют к первому гидранту и также пускают в работу. Оба поливных крыла могут работать одновременно, смена позиций производится поочередно.
Нормальная работа дождевателя ДКШ-64 обеспечивается при ветре не более 5 м/с. Участки для полива должны иметь достаточно ровный рельеф — без столбов, деревьев, ям и других препятствий — и быть хорошо обработанными. Расстояние между позициями 18 м, напор на гидранте 4 атм (0,4 МПа), интенсивность дождя 0,27 мм/мин.
Дождевальная машина «Днепр» (ДФ-1 2 0) предназначена для полива зерновых и технических культур, лугов и пастбищ. Машина позиционного действия с фронтальным передвижением и забором воды из гидранта закрытой оросительной сети.
Основные узлы машины — опорные тележки, водопроводящий пояс, фермы-открылки, дождевальные аппараты, заборное устройство, электропривод, механизм управления с системой синхронизации передвижения, электрическая станция.
Опорные тележки (17 шт.) служат для установки водопроводящего пояса. Тележки сварные опираются на два металлических колеса диаметром 1300 мм. Приводятся в движение от мотор-редуктора (электродвигателя).
Водопроводящий пояс состоит из набора алюминиевых труб диаметром 180 мм, толщиной 3,5 мм и длиной 9 м. Между собой они соединяются фланцами. По месту рас¬положения опорных тележек в горизонтальном направлении перпендикулярно водопроводящему поясу закреплены фермы-открылки и вертикально труба-стояк для крепления тросов, поддерживающих трубы водопроводящего пояса и фермы-открылки. Ферма-открылка обеспечивает подвод воды к дождевальным аппаратам, она имеет два трубопровода. Трубопроводы переменного сечения от 65 до 50 мм и длиной 13,7 м.
Дождевальный аппарат среднеструйный «Роса-3». Заборное устройство обеспечивает присоединение машины к гидранту закрытой оросительной сети, оно состоит из двух алюминиевых труб со сферическими шарнирами для телескопического соединения между собой, штурвала для открытия или закрытия гидранта, вентиля с трубой для слива остатков воды после закрытия гидранта и рессорного приспособления. На заборное устройство установлена коробка подключения питания от электрической станции.
Электропривод предназначен для передвижения машины с одной позиции на другую. Он состоит из мотора-редуктора, выключателей, магнитных пускателей, пульта управления в кабине тракториста и электропроводки.
Механизм управления с системой синхронизации передвижения машины обеспечивает прямолинейное положение трубопровода при переездах машины на другую позицию и подаче звукового сигнала при возникновении неисправности одной из тележек. Механизм крепится на водопроводящем поясе и состоит из штанги, связанной с кулачковым валиком и двумя тягами.
Электрическая станция предназначена для питания энергией электродвигателей приводов опорных тележек при передвижении машины на следующие позиции.